Доктринальные вопросы определения субсидиарной ответственности контролирующих лиц

Как работает субсидиарная ответственность

Субсидиарное обязательство изначально было призвано выполнять функцию дополнительной гарантии надлежащего исполнения обязательства должником.Почвой для зарождение такой идеи как «дополнительная ответственность» в рамках законодательства о юридических лицах многие ученые считают широко известную концепцию ограниченной ответственности участников лица. Теория ограниченной ответственности, начавшая свое формирование в средневековой Европе, ввиду усложнения экономических отношений создала почву для иллегальных действий недобросовестных участников юридического лица. Еще до недавнего времени указанные лица имели возможность избегать юридической и имущественной ответственности за недобропорядочное управление юридическим лицом с целью извлечения личной выгоды в виде получения прибыли, списания своих долгов и т.д. После переосмысления научным сообществом положений о концепции ограниченной ответственности участников юридического лица в отечественном законодательстве зародился институт субсидиарной ответственности контролирующих лицдолжника в деле о несостоятельности (банкротстве), который с каждым годом становится все более актуальным.

Однако, правовая сущность субсидиарной ответственности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), по мнению некоторых правоведов, отличается от субсидиарной ответственности в рамках общей части ГК РФ, что, несомненно, является предметом споров в юридическом сообществе.

Субсидиарная ответственность по своей правовой природе является разновидностью гражданско-правовой ответственности. В рамках гражданских правоотношенийона представляет собой дополнительную ответственность, применяемую к третьему лицу, в случаях ненадлежащего исполнения или отказа от исполнения обязательства должником с целью защиты интересов кредиторов. Такая ответственность может быть установлена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства. Стоит отметить, что субсидиарный должник выступает, скорее, гарантом исполнения обязательства и не является должником в прямом смысле.Особенности регулирования того или иного типа субсидиарных обязательств определяют разного рода ограничения или дополнительные условия для субъектов субсидиарной ответственности в конкретном правоотношении, не только способствуя защите имущественных требований кредитора, но и обеспечивая разумное исполнение обязательства субсидиарным должником.

Несмотря на то, что субсидиарная ответственность, как гражданско-правовой институт, известен еще со времен римского частного права, институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в деле о банкротстве для российского законодательствапредставляется принципиально новым, но уже весьма актуальным.

Субсидиарная ответственность в гражданском праве и субсидиарная ответственностью в деле о несостоятельности по мнению большинства ученых юристов характеризуются как обеспечительный механизм и ответственность как мера воздействия (санкция) за правонарушение. То есть в отношении субсидиарной ответственности контролирующих лиц в деле о банкротстве законодатель вкладывает иной смысл в термин «субсидиарная».

Классическая форма субсидиарной ответственности подтверждается в большей степени обоснованным желанием законодателя обеспечить дополнительные гарантии исполнения обязательств тех или иных кредиторов. То есть, в данном контексте субсидиарная ответственность проявляет свойства обеспечительного механизма в отношении основного обязательства. Кроме того, субсидиарная ответственность, применяемая в рамках ст. 399 ГК РФ, является дополнительной ответственностью по отношению к субсидиарному должнику, в то время как «субсидиарка» в деле о банкротстве для контролирующих лиц должника является самостоятельной (основной), которая наступаетза нарушение обязанности действовать добросовестно и разумно по отношению к кредиторам подконтрольного лица. Другими словами, в таком случае контролирующее (виновное) лицо несет ответственность не перед кредиторами, а перед должником. Считаю, также, необходимым отметить, что положения ст. 399 ГК РФ в рамках процедуры банкротства не применяется.

О спорном и неоднородном характере субсидиарного обязательства в рамках банкротных процедур говорит факт неоднократного обжалования правомерности установления такой ответственности в Конституционном суде РФ, который в свою очередь отметил, что закрепление в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» такого основания привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности, как несоблюдение им возложенных на него законом обязанностей, в том числе по подаче заявления должника в арбитражный суд, направлено на обеспечение надлежащего исполнения им указанных обязанностей, а также на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, а потому не может рассматриваться как положения нарушающее конституционные права и свободы заявителя. В дополнение к указанному основанию Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит также субсидиарную ответственность контролирующих лиц за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в арбитражный суд, а также ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов.

В юридической литературе нередко указывают на деликтный характер субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, в связи с чем она, действительно, представляется как санкция за правонарушение. Впервые Верховный суд отметил деликтную природу субсидиарной ответственности в 2015г. (Определение от 07.12.2015 № 307-ЭС15-5270 по делу № А21-337/2013), где, разрешая спор, указал что субсидиарная ответственность руководителя по долгам возглавляемой им организации возникает вследствие причинения вреда кредиторам. В правовой доктрине нередко относятся критически к понятию «субсидиарная», когда речь идет об ответственности контролирующих лиц в деле о банкротстве, указывая, что это никакая не субсидиарная ответственность, а классический деликт.

Соглашаясь с мнением о деликтном характере субсидиарной ответственности контролирующих лиц, стоит отметить, что исходя из логики законодателя, в качестве необходимого основания для применения данного рода ответственности необходимо наличие состава правонарушения, элементы которого перечислены в ст. 61.11, 61.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», акцентируя, кроме того, внимание на необходимость наличия вины в действиях (бездействии) контролирующего лица. Но стоит обратить внимание на одно отличие субсидиарной ответственности контролирующих лиц от классического механизма деликтной ответственности: для контролирующих лиц ответственность наступает только в случае недостаточности имущества должника и лишь в том объеме, в котором оно не покрывает требования кредиторов, когда по общим правилам деликтной ответственности ущерб возмещается лицом в полном объеме.

Резюмируя, хотелось бы отметить основные сущностные признаки субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в деле о банкротстве:

– ограничена установленными законом сроками, поскольку существует лишь в рамках дела о банкротстве;

– ответственность несет специальный субъект – контролирующее лицо;

– бесспорное наличие вины;

– внедоговорной характер, связанный не с наличием добровольно принятого на себя обязательства, а с существованием ответственности лишь в рамках дела о банкротстве;

– дополнительный характер ответственности, которая наступает лишь в случае недостаточности имущества

Несомненно, стоит признать факт существования неких различий между субсидиарной ответственностью контролирующих лиц в деле о банкротстве и субсидиарной ответственностью в цивилистическом плане. Данный факт в юридической науке оставляет открытым вопрос о правовой природе субсидиарной ответственности в банкротстве. Данный институт обладает своими качественными, присущими только ему признаками и свойствами, что делает его предметом не одной научной работы. Наконец, на основе анализа теоретических аспектов его характера, можно прийти к выводу, что субсидиарная ответственность контролирующих лиц должника имеет специфическую правовую природу.Как указывал Арбитражный суд Северо-Западного округа, механизм привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве носит исключительный и экстраординарный характер.

Развитие данного института – прогрессивный шаг в совершенствовании правовых инструментов по защите законных прав и интересов добросовестных кредиторов.

Автор:
Сидоров Антон Вячеславович